История храма святых апостолов
Петра и Павла в г. Узда

История храма святых апостолов
Петра и Павла в
г. Узда
Начало спасительному сеянию веры Христовой на Узденской земле было положено Святым апостолом Андреем Первозванным, проходившим из Киева в Новгород по землям нашего Отечества. Народная память хранит предание о том, что вера христианская пришла на Узденщину уже через сто лет после крещения Руси.

По данным талантливого краеведа Узденщины Ф.П. Бельского, «..через сто лет после киевского крещения, племянник Великого князя Киевского князек Василь - Васко с дружиной вступил на охрану вверенных ему в удел Узденских земель. Собирал и возил водным путем дань в Киев, в том числе знаменитые куньи меха. Потом в здешнюю глухомань был прислан священник. Вскоре в селении Узда была построена первая православная церковь на месте нынешней Свято-Петропавловской ».

Город Узда расположен в 60 километрах от Минска у реки Уздянки, впадающей в р. Усу. Обе реки соединяясь, впадают в Неман в его истоках. В 22 километрах к северо-западу от города проходит ветка железной дороги Минск-Барановичи. Автомобильными дорогами город связан с Несвижем, Копылем, через Негорелое с автодорогой Минск-Брест, через Валерьяны с автодорогой Минск-Слуцк.

Предания и летописи

Первые печатные упоминания о поселении Узда относятся к середине XV века, причем о нем говорится как о давнем феодальном владении семьи Корсаков, что позволяет утверждать о еще более раннем его возникновении. Документы свидетельствуют, что в 1519 году в Узде уже существовала церковь. Одна из владелиц Узды, Марина Зубкова-Корсак, пожертвовала церкви 50 десятин земли 1590 году.

Во второй половине XVI века Узда стала владением Кавячинских, которые перешли в кальвинизм и на свои средства построили в Кухтичах кальвинистский храм. Есть сведения, что Кавячинские содействовали Симону Будному в печатании Библии в Узде. Впоследствии Кавячинские перешли в католичество и кальвинистский храм обратили в костел. В 1584 году, при их содействии, в Узде был открыт католический приход, которому был подарен фольварок Тычинки вместе с деревнями Заболотье и Сымончицы. Кшиштоф Кавячинский активно проводил окатоличивание подвластного ему населения, однако перевести всех православных в католицизм и унию ему не удалось. Тем не менее, в 18 веке Узденский приход уже значится среди совращённых в унию. К этому времени Узда перешла во владение Завиши, маршалка Великого княжества Литовского.

В 1793 году земли Узденщины, в результате второго раздела Речи Посполитой, вошли в состав Российской империи. В том же году была образована Минская губерния; Узденщина вошла в состав Игуменского уезда Минской губернии. Императрицей Екатериной Великой в 1794 году был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к православному вероисповеданию. Прихожанами Узденского храма были крепостные крестьяне, проживавшие в окрестных селениях, принадлежавших Завишам. Так как Завиши придерживались католического вероисповедания, то заботы о Узденской церкви полностью ложились на плечикрестьян. Крестьяне в основном были небогаты, поэтому храм за долгое время пребывания в унии пришел в ветхий и убогий вид. Вероятнее всего, в этот период, храм был деревянным. Ввиду того, что такое бедственное положение церквей в Белоруссии и Литве было повсеместным, правящим Сенатом в 1831 году был издан указ, по которому помещикам предписывалось заботитьсяо состоянии приходских церквей, находящихся в их владениях. Тем не менее, большинство помещиков, будучи католиками по вероисповеданию, не выполняли этого предписания. Сохранился документ того времени, в котором говорится: « Хотя со времени издания предписания о строительстве церквей в западных губерниях прошло двадцать лет, ничего не сделано…»

Первый каменный храм

В архивных фондах находятся подробные сведения о бедственном положении православных приходов и храмов, а также перечисляются имения, где положение было исправлено. Здесь мы находим сведения и об Узденском благочинии и, в частности, о времени постройки каменного храма в Узде: «В Узденском приходе помещик Фаддей Завиша построил церковь в 1840 году, в Теляковском граф Несиловский построил церковь в 1839 году. В приходе Семеновичском Ф.Завиша- в 1841 году, в Слободе Пырашевской помещиками Александром, Зеноном, Фомой, ОттономИодками с участием князя Витгенштейна- в 1840 году, в селе Озеро- в 1840 году графом Чапским, в то же время в селе Литвянах церковь очень ветхая, грозит падением».

Важно отметить, что факт постройки Завишей каменного храма в Узде с тех пор благополучно перемещается по многим справочникам и информационным источникам. Некоторые из них безапелляционно утверждают, что нынешний храм в Узде относится к 1840 году. Однако, в документе датированным 1879 год об Узденской церкви говорится следущее: “Зданием из булыжного камня, устроена домом, в квадратном виде и без куполов. Крыша гонтовая, входных дверей двое, окна расположены в один ряд и не снабжены железными решетками. Внутреннее пространство заключает в себе около 25 квадратных сажен; пол деревянный, потолок подшит досками, стены выбелены известью. К отоплению церковь не преспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на две ступени. Дощатый иконостас покрашен в желтый цвет, состоит из 16 икон, расположенных в два яруса. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, за исключением одного серебряного прибора литургийных сосудов. Ризница находится в удовлетворительном состоянии… Евангелий богослужебных имеется четыре... Из прочих богослужебных книг недостаёт только месячных миней. В архиве церковном хранятся метрические книги с 1822 года, а визитные записи с 1520г. Вокруг погоста церковного устроена новая бревенчатая ограда. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеются три колокола"...

Возрождение православия

Не позднее 1839 года Узденский Свято-Петро-Павловский приход был воссоединен с Православоной Матерью Церковью. В архиве сохранились документы “ О количестве православных прихожан по Минской епархии на 1840 год” В Узденском приходе числилось прихожан мужеского пола 1418 и женского пола 1514 душ.

Первым настоятелем прихода, после воссоединения упоминается священник Иоанн Пекарский. Здесь он прослужил не долго и в 1845 году священник Иоанн Пекарский “..всепокорнейше просит перевести его в Сторожинскую церковь, относящуюся к 4 классу, куда был направлен его зять, выпускник Минской семинарии Петр Берднардский и соглашается уступить ему свой приход”. На что было получено благословение Архиепископа Антония (1840-1848): "…переместить в Стороженскую церковь, но к 1 мая 1846 г. явиться на прием". В документах, датированных 29 октября 1852 года, священник Петр Бернардский упоминается как следующий настоятель Узденского прихода и благочинный.

Следующим настоятелем Узденского прихода с 1863 года упоминается священник Амвросий Яцевич. Интересный эпизод, характеризующий сложную конфессиональную обстановку тогдашнего времени, хранит любопытный архивный материал, датированный 1866-1871гг. В нем рассматривается дело о том, что у настоятеля Узденской Свято-Петр-Павловской церкви священника Амвросия Яцевича в доме проживает ксендз Горбацевич, который приходится ему дядей.

В 1875 году настоятелем Узденского прихода становится священник Парфирий Струковский. Его могила, у алтарной стены Узденского Свято-Петро-Павловского храма, сохранилась до наших дней. На могильной плите написано:” Здесь покоится строитель храма сего…” В архивах за 1879 год мы находим, что священник Порфирий Струковский, получивший семинарское образование, рукоположен во священникав 1858 года. При Узденском Св.Петро-Павловском храме он служил с 1875 года, был награжден скуфьей. Количество прихожан, по состоянию на 1879 год, мужеского пола было- 1763, а женского - 1877 душ.

Отец Порфирий служил в Узденском приходе по 1898 год, без малого четверть века. За это время он приложил немало усилий для укрепления православной веры, благоустройства храма и приписных церквей. Его стараниями в 1891 году приходской храм был перестроен. На храме были установлены деревянные купола, пристроен каменный притвор и на нем низенькая колокольня. Крыша была покрыта железом. При немже был произведен ремонт приписной Свято-Троицкой церкви в д.Кухтичи.

После кончины священника Порфирия Струковского настоятелем Узденской Свято-Петро-Павловской церкви становитсябывший настоятель Зеньковичской церкви священник Стефан Доминиковский.
Стефан родился в семье священника Иеронима Доминиковского 27 декабря 1866 года. По окончании в 1889 году Холмской духовной семинарии он был назначен псаломщиком Литвянской церкви. Через год ,14 ноября 1890 года, Стефан был рукоположен во священника Зеньковичской церкви, а в 1898 году был назначен настоятелем Узденской церкви. Документы свидетельствуют о его деятельности на должности настоятеля Узденской церкви с 1899 по1908 год. Отец Стефан, также как и его предшественник, заботился о благоукрашении церквей и нуждах прихода. Его стараниями в 1903-1904 годах были возведены новые постройки для причта Узденской Свято-Петро-Павловской церкви. Его стараниями на кладбище д.Борки старая часовня была перестроена и переосвящена как церковь. При нем в 1902 году в д. Присынок была отремонтирована церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Для нас очень важно и дорого помнить, что на ремонт были пожертвованы 100 рублей протоиереем Иоанном Ильичем Сергиевым- Святым праведным Иоанном Кронштадтским.

Планы о строительстве нового храма

В Узденском волостном управлении 9 июня 1908 года состоялся приходской сход, где собралисьпредставители 300 приписных дворов, имеющих право голоса. Председатель церковного попечительства Иван Павлович Карп вынес на рассмотрение предложение настоятеля Узденской церкви священника Стефана Доминиковского о том, что церковь нуждается в неотложном ремонте, а также в пристройке колокольни. Согласно составленной архитектором сметы, требовалось 11000 рублей. Сход выявил, что своими силами собрать необходимую сумму невозможно ввиду крайне бедного состояния прихожан. Надежды получить постороннюю помощь также не было. Сход признал необходимым сделать только ремонт церкви. Из подробного описания планов ремонта можно представить , как выглядел храм до постройки современного нам. : «… положить новый каменный пол, побелить и покрасить всю церковь, переменить все поперечные деревянные части в крыше и заменить новыми; покрыть всю церковь новым железом, покрасить всю крышу церкви светлой медянкой; купола перекрыть и тоже покрасить, кресты на церкви отделать заново позолотой или краской, исправить всю штукатурку снаружи и внутри церкви; сделать новые двери и покрасить двери и окна масляной краской; отделать заново наружные части иконостаса золотом и краской, запрестольный киот и два киота на клиросах отделать заново, как и иконостас; укрепить хоры и окрасить их масляной краской; переложить наново крыльцо и устроить жестяной навес; вокруг церкви сделать новую ограду на каменном фундаменте с кирпичными столбами.» Устройство колокольни, с великим сожалением, решено было отложить за неимением средств.Было принято решение вызвать подрядчиков для означенных работ по ремонту Узденской церкви для «соревнования цен».

История сохранила воспоминания современников о том, что священник Стефан Доминиковский был ласков и приветлив,пользовался любовью и расположением прихожан. Батюшка был также уважаем местной интеллигенции и духовенством благочиния. Между тем в семейной жизни отец Стефан испытал много скорбей. Родных детей у них не было, и супруги решили разойтись по причине бесчадия. Матушка посвятила себя служению страждущему человечеству, заняв должность в земской больнице, как сведущая в медицине. Отец Стефан приютил у себя вдовствующую родную сестру с малыми детьми и посвятил себя заботам о их воспитании. В 1908 году священник Стефан был назначен благочинным второго округа Игуменского уезда. Он неоднократно избирался депутатом на епархиальные съезды духовенства. Скончался отец Стефан 2 июля 1911 года после продолжительной болезни в возрасте 45 лет, предварительно напутствованный своим духовником священником Василием Васюковичем, и был похоронен на церковном погосте Узденского Свято-Петро-Павловского храма.

Начало строительства

Следующим настоятелем Узденского прихода был назначен священник Тимофей Юхневич. Документы говорят о том, что отец Тимофейс января 1912 года возглавил перестройку церкви. В рапорте на имя Его Преосвященства Митрофана (1912-1916), епископа Минского и Туровского, отец Тимофей сообщает о положении в приходе и о значении Узденской церкви для окружающего православного населения, о желании прихожан иметь благоустроенный храм. В документе также сообщается о затруднениях, связанных с нехваткой средств на перестройку. Сохранился уникальный документ, воссоздающий не только, конфессиональную обстановку, нужды прихода, но сообщающий и много подробностей из жизни города.

Приведем его полностью: «.. местечко Узда находится в центральной части огромного Игуменского и отчасти Слуцкого уездов и, как таковое, является средоточием административной власти, торговли и проч. В местечке находятся камеры земского начальника, судебного исполнителя, полицейского пристава, два врачебных пункта, местное акцизное управление, волостное правление, мещанская управа. Трижды в год в местечке Узда бывают торговые ярмарки. Вокруг м. Узды на расстоянии от него 5, 10,15 верст находятся восемь православных приходов. Всё это привлекает в м. Узду огромную массу народа, так что без преувеличения можно сказать, что одна треть окрестного населения в воскресные и праздничные дни является в м. Узду: кто- то для оплат судебно-административных, кто по торговым, а многие и без дела. Вследствие сказанного вполне понятно, что и в религиозном отношении м.Узда, как центральный пункт, имеет огромное значение. И действительно, м. Узда является центром большого района в религиозном отношении для православного, католического и татарского населения. Здесь имеются православная церковь, римско-католический костел и татарская мечеть. Предпочитая праздничные дни для исполнения своих нехозяйственных дел (судебно-административные, торговые и др.),крестьяне этого района являются в эти дни в м. Узду, не имея возможности побывать в своём приходском храме, заходят в Узденский приходской храм.

В отношении католической пропаганды м. Узда является опасным пунктом. В этом районе имеется много католиков, а также много католиков интеллигентов - помещиков, которые сильно тяготеют к своему Узденскому костелу и поддерживают его в прекрасном и величественном виде. Здесь ежегодно бывает сход ксендзов, которые в течение недели - двух совершают торжественные мессы, крестные ходы, катехизируют детей и вообще настраивают всё католическое население в духе нетерпимости к Православию и полонизма. В м. Узда и окрестностях проживает много евреев и татар. Первые имеют до пяти синагог в самом местечке, а татары имеют свою мечеть, довольно благоустроенную. Только одно православное население имеет в местечке Узда такой приходской храм, о котором больно говорить. Храм каменный, построенный в 60-х годах* прошлого столетия после освобождения крестьян от крепостной зависимости помещиком, ярым католиком, Завишей, согласно предписанию правительства. Такой убогий храм, чрезвычайно тесный, сырой не может особенно привлекать богомольцев. Прихожане с усердием относятся к храму и, сколько позволяет им достаток, приходили на помощь, ассигновывая средства на его капитальную перестройку и увеличение его размера... размер храма увеличен на 60-70 человек и вмещает 300-350 человек…Это убожество вызывает слезы. И это рядом с благоустроенным величественным католическим костелом! Вполне понятно, что такой убогий храм, чрезвычайно тесный, сырой, холодный не может особенно привлекать богомольцев, невзирая на все старания причта совершать службу Божию со всем усердием». Церковно-приходской сход, состоявшийся 7 января 1912 года, решил ассигновать на ремонт церкви ещечетыре тысячи рублей и собрать эту сумму за 1912 и 1913 годы поровну, исходя из величины земельных наделов.
Наконец, в феврале 1913 года из Минской духовной консистории, на имя священника Тимофея Юхневича, поступил указ, в котором говорится о том, что проект реконструкции храма разработан епархиальным архитектором Струевым В. И. (1864-†1924) и передан на утверждение в строительное отделение Минского губернского правления. Предписывалось избрать строительный комитет для перестройки храма и способов его производства. В мае 1913 года строительным комитетом Узденской Свято-Петро-Павловской церкви были подписаны условия подряда на производство кирпича для перестройки церкви. Подрядчиком выступал крестьянин деревни Лобачи, Почаповской волости Новогрудского уезда, Филипп Лукьянович Кравчук. «Для строительства церкви должно быть произведено 400 000 штук». Пятого августа 1913 года отец Тимофей Юхневич получил указ Минской Духовной консистории, в котором сообщалось о выделении Святейшим Синодом для перестройки Узденской церкви 13 800 рублей. Следующий документ, связанный с перестройкой церкви, датирован 7 мая 1914 года. В этом документе рекомендовалось верхнюю часть сооружения выполнить из железобетона, как для повышения пожарной безопасности, так и в целях долговечности. Вместе с тем комитет полагал возможным, в случае недостатка средств, допустить и использование деревянной конструкции, что, к сожалению, и было исполнено.

Таким образом, стараниями настоятелей храма отцов Стефана Доминиковского и Тимофея Юхневича, церковного попечительства и прихожан, при финансовой поддержке государства была капитально перестроена Узденская Свято-Петро-Павловская церковь. Организационные и строительные работы длились с 1907 по 1914 год. К сожалению, архитектурный проект Струева не был полностью воплощен в жизнь, помешала первая мировая война и нехватка материальных средств.
Церковь представляла собой однонефный и одоноапсидный храм, имевший компактный объем. Храм был накрыт четырехскатной шатровой кровлей, в центре и по углам которой были размещены небольшие купола на восьмигранных барабанах. Таким образом, храм, после перестройки, приобрел черты архитектуры ретроспективно-русского стиля.

Начало тяжких испытаний

В августе 1914 год началась первая мировая война. Прихожане Узденской Свято-Петро-Павловской церкви вместе с настоятелем, отцом Тимофеем Юхневичем, приняли активное участие в сборе средств для помощи солдатам русской армии. За свои труды отец Тимофей Юхневич был награждён набедренником и бархатной фиолетовой скуфьёй. Очевидно, в годы войны, отец Тимофей был вынужден покинуть приход. Известно, что он скончался 14 марта 1920г.в с.Давид-Городок Мозырского уезда.

Следующим настоятелем Узденской Свято-Петро-Павловской церкви был назначен священник Филипп Лисовский. По воспоминаниям родственников, родился Филипп в Игуменском уезде Минской губернии в дворянской семье. В 1911 году священник Филипп Лисовский занимал должность духовного следователя третьего благочинного округа Новогрудского уезда. В Узденском приходе служил он не долго, умер молодым от заражения крови, полученного от бытовой травмы, в 1918 году и был похоронен на церковном погосте. После ранней смерти отца Филиппа на плечи матушки Евгении легла вся тяжесть воспитания малолетних детей, благо она до замужества получила образование в женской учительской семинарии. В двадцатые-тридцатые годы она служила учительницей школы и тем кормила семью. Дочь, Татьяна Филипповна, окончила Узденскую школу, Могилевский фельшерско-акушерский техникум и всю жизнь работала в Узденской районной больнице. У сына отца Филиппа, Анатолия, судьба сложилась трагически: он работал связистом в Нальчике, там был арестован, обвинен во вредительстве и расстрелян. После смерти отца Филипа настоятелем Узденского Свято-Петро-Павловского прихода в 1920 году был назначен священник Михаил Новицкий.


Священномученик Михаил Новицкий.

Михаил родился 26 июля (ст.с.) в 1889 году вс. Симоничи Туровской волости Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Константина. Отец Константин рано умер и все заботы о воспитании детей, легли на плечи матушки Стефаниды. Семье приходилось жить на скудное пособие. Благодаря заботам матушки, все дети получили хорошее, по тем временам, образование. Михаил, имея блестящие способности, успешно окончил классическую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Окончив университет в 1913 году, Михаил женился на дочери священника Зиновии Корзун. В феврале 1920 года епископ Слуцкий Мелхиседек (Паевский) рукополагает его в сан священника. В те страшные годы это означало добровольно и осознанно принять на себя многотрудный подвиг исповедничества. Приняв сан священника, отец Михаил был направлен в Узду, где все силы своей глубоко верующей души отдал на служение Богу и людям. За время служения в Узде, отцу Михаилу не раз предлагали, и даже требовали, отречься от Бога и публично заявить, что вера Православная- это обман, взамен обещали предоставить престижную и хорошо оплачиваемую работу и благоустроенное жильё. Священник остался тверд и непреклонен и все эти посулы мужественно отверг. Несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, в 1933 году храм закрыли, а о. Михаилу разрешили служить в сторожке, которая находилась в церковной ограде, куда батюшка и переселился. В сторожке отец Михаил и принял мученическую кончину от рук злодеев смертельно избивших его. Произошло это в Пасхальные дни 1935 года. В 2000 году протоиерей Михаил Новицкий был прославлен в лике святых новомучеников. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил совершать празднование дня памяти священномученика Михаила ежегодно на третий день святой Пасхи, в день праведной кончины священномученика. В этот день священнослужители и миряне совершают крестный ход к могиле новомученика на городское кладбище.

Церковь в годы войны

До июня 1941 года Узденская Свято-Петро-Павловская церковь была закрыта, в неё ссыпали зерно, затем в ней сортировали лён.

22-го июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, начала войну против Светского Союза. 28-го июня был захвачен Минск, в этот же день немецко-фашистские войска вступили в Узду. Через день вся территория района была оккупирована врагом.

Открытие Узденского Свято-Петро-Павловского храма имело стихийный характер: жители Узды уже на второй день оккупации сбили замки с врат церкви, очистили помещение храма ото льна и совершили первую молитву в храме.
В августе 1941 года, по благословению Архиепископа Пантелеимона Рожновского (1941-1944), архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко покинули Жировичский Свято-Успенский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где она оказалась разрушенной в довоенный период. Стремясь охватить как можно больше населённых пунктов, миссионеры отправились в дорогу не на поезде, а на лошадях. Путь их был долог и очень труден. По дороге в Минск они посетили ряд селений Копыльского, Слуцкого и Узденского районов, где в недавнем прошлом действовали церкви; побывали в Копыле, Тимковичах, Песочном, Семеновичах, Узде.

В каждом из названных селений они собирали среди верующих прошения на имя Владыки Пнтелеимона с просьбой об открытии приходских церквей; везде, где только были они, по пути совершали богослужения, осматривали сохранившиеся храмы, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали. Благодаря стараниям архимандрита Серафима приход в Узде был возрожден.

Через архимандрита Серафима (Шахмутя), прихожане передали прошение на имя Владыки Пантелеимона, Митрополита Минского, Экзарха Белоруссии, с просьбой о назначении священника для постоянных богослужений в Узденской Свято-Петро-Павловской церкви. Прошение было удовлетворено и 15 октября 1941 года викарным епископом Венедиктом (Бобковским) настоятелем Узденской церкви был назначен священник Георгий Гахович.

Отец Георгий родился 18 августа 1898 года в селе ДятловичиПинского уезда Минской губернии (теперь Лунинецкий район Брестской области) в семье настоятеля храма Преображения Господня священника Иустина. В 1922 году он оканчивает Виленскую Духовную семинарию. В том году, во время престольного праздника Виленской Духовной семинарии, дочь священника Николая Корзуна с семьёй посетила Виленскиесвятыни, получив предложение Георгия стать его женой, она испросила благословение на брак у отца Понтия Рупышева- духовного ученика святого Иоанна Кронштадтского.
Отец Понтийпредрёк ей счастливую жизнь в браке и благословил молодых. Венчание состоялось в Молодовской, в честь Вознесения Господня, церкви (теперь Ивановский район Брестской области). Первого июня 1923 года Георгий Гахович был рукоположен Высокопреосвященным Александром, Архиепископом Пинским и Полесским, в городе Пинске в сан диакона, а 11 июня в сан иерея. Служил в различных приходах Столбцовского и Вилейского районов. 15 октября 1941- года назначается настоятелем возрожденного Узденского Свято-Петро-Павловского храма.

С приездом в Узду отца Георгия службы стали совершаться регулярно. Народ, невзирая на невзгоды военного времени, испытывал, в большинстве своём, духовную радость. Совершалось огромное количество Крещений и Венчаний, всегда много было исповедников. Верующие с усердием и самопожертвованием заботились о ремонте и убранстве храма. Были привезены и установлены на главы два креста, чудом сохранившиеся после разгрома богоборцами Свято-Покровской церкви д.Теляково. Церковные песнопения не были забыты, в приходе был создан церковный хор. Регентом хора во время войны и после неё, служила вдовствующая матушка Евгения Лисовская. В 1943 году отец Георгий был награжден Архиепископом Филофеем (Нарко) протоиерейским саном.

Оккупационные власти регламентировали время и длительность проведения богослужений. Так, например, нельзя было совершать богослужения в будни дни, а в воскресные литургия должна была закончиться не позже восьми часов утра. Отец Георгий , как и большинство православного духовенства оказывал содействие подпольщикам и партизанам. Не смотря на смертельную опасность в состав церковного хора были включены партизанские разведчики - « не поющие певчие». Не раз ходатайствовал отец Георгий за арестованных по подозрению в связях с партизанами, освобождал патриотов, брал их на поручительство. Однажды он приютил женщину с младенцем и спас от расстрела её мужа. Немецкие власти хотели забрать отца Георгия на службу капелланом в полицейский батальон в пропагандистских целях. Священник сообщил об этом партизанам и те, устроив засаду, расстреляли машину с фашистами. Оккупанты следили за жизнью священника, заходили они и в дом отца Георгия. Один из них, по имени Бруно, предупредил, призвав к осторожности в общении с другим, по имени Цепп. Малейшая ошибка в поведении священника могла повлечь за собой его гибель как от рук карателей, так и от партизан. Он хорошо понимал, что, помогая партизанам и подпольщикам, ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь близких.

Трудно жилось прихожанам, постоянно они были под страхом смерти. Однажды, в Пасхальную ночь с 15 на 16 апреля 1944 года, партизаны обстреляли Узду. В это время в храме шла служба. Женщины в панике бросились в алтарь (иконостаса во время войны не было), это казалось им последним убежищем от неминуемой смерти.

В постоянной тревоге жила и семья отца Георгия. Каждый день в семь часов ими читались акафисты. Икона Архангела Гавриила в буквальном смысле хранила детей: во время бомбёжек и обстрела матушка Татьяна прятала детей за икону.
Летом 1944 года началась операция «Багратион». Немцы бежали, Минск горел, из Узды было видно страшное зарево. Накануне освобождения немцы выслали отца Георгия с семьёй из Узды, было страшно, т.к. дорогу бомбили. В кюветах валялись опрокинутые телеги, вещи: подушки, одеяла, гармошки и т.д. Остановились за Колосово в Кучкунах, там и жили около месяца. Прихожане узнали, где находится батюшка, и поручили Белокопыцкому Антону Иосифовичу привезти семью священника в Узду. После освобождения начались проверки в особом отделе, допросы, которые отец Георгий достойно прошел.

В 1945 году Архиепископом Василием отец Георгий был назначен благочинным Койдановского округа.
В 1959 году Митрополитом Минским и Белорусским Гурием(Егоровым) (1959-1961) отец Георгий был назначен членом Епархиальной ревизионной комиссии. Вышесказанное подтверждает характеристика, данная отцу Георгию Епископом Бобруйским Леонтием, Викарием Минской епархии 25 октября 1956 года: «Добрый и ревностный пастырь, прекрасный семьянин, хороший собрат и сосед, человек интеллигентный, весьма добросовестно относится к исполнению пастырских обязанностей, аккуратен и дисциплинирован, жизни и поведения примерного, взносы предоставляет аккуратно».

Вернувшаяся Советская власть вовсе не старалась создать благоприятные условия для Православной Церкви. Ещё в начале октября 1944 года в Минске состоялось республиканское совещание по агитации и пропаганде. Выступая перед партийным активом, П.К. Пономаренко говорил: «На освобожденных территориях расширили свою деятельность церковники. Священники пытаются восстановить в народе религиозные праздники. Товарищи, отправление всяких культов и нашу веротерпимость нельзя смешивать. Пусть они существуют, попы, но ведь мы должны заботиться, чтобы не поп стал фигурой, от которой будут зависеть поставки или весенний сев». Несмотря на это, происходил общий религиозный подъём: люди семьями посещали праздничные богослужения, большими группами односельчане ранним утром шли в церковь, дойдя до речки, мыли ноги и только тогда обували лапти и сапоги и следовали в храм.

В это сложное время отец Георгий ревностно трудился, как добрый пастырь и настоятель прихода: отправлял требы, совершал богослужения. Во время послевоенной разрухи и всеобщей бедности он сумел произвести ремонт церкви, поставить в 1957 году новый иконостас, были заказаны и написаны новые иконы. Для их написания жители деревень специально собирали пожертвования и ныне на иконах нашего храма сохранились памятные надписи с указанием жертвователей д. Зеньковичи, Бервищи, Кухтичи. Иконы писал муж сестры матушки Татьяны, Окулич Иван Владимирович, впоследствии ставший священником. На храмовой звоннице имелись два колокола в 100 и 50 килограмм, они звонили благовест.

В 60-ые годы на Церковь обрушилась очередная волна гонений со стороны государства, что в первую очередь выражалось в массовом закрытии храмов. Уполномоченные требовали обязательно записывать имена и фамилии людей, заказывавших требы, крестивших детей, с тем, чтобы власти после проводили с ними воспитательную работу в духе атеизма. Использовались и другие рычаги, вплоть до увольнения с работы, исключения из партии и т.д. Отец Георгий Гахович записи о крещении старался не вести, а многих крестил тайно, по ночам, при крещении ему помогали его дети. Тайно крестились даже дети Узденского начальства.

Недоброжелатели писали доносы. Тайные крещения и высокий авторитет пастыря среди верующих могли быть одной из причин отчисления отца Георгия за штат по требованию уполномоченного по делам религии.

В 1963 году в Узденский приход был перевезен иконостас из Свято-Покровской церквид. Хотляны в связи с её закрытием. Перевезенный иконостас и резные Царские врата были установлены вдоль стен храма в кивотах, по частям, и таким образом иконостас был спасен от уничтожения.

По официальным данным, в 1962 году протоиерей Георгий Гахович был отчислен за штат в связи с укрупнением приходов и безупречной сорокалетней службой, с начислением пенсии. Некоторое время отец Георгий проживал в Узде. Ко дню святой Пасхи в 1963 году Архиепископом Варлаамом Борисевичем (1961-1963) отец Георгий был награжден митрой.

Отец Георгий, прослужив в Минской епархии 40 лет, оставшись без места, чувствовал себя ещё способным послужить на ниве Христовой. Он направил прошение Высокопреосвященнейшему Иннокентию, Архиепископу Калининскому и Кашинскому и получил назначение в 1963 году быть настоятелем церкви Калининской области России. В 1965 году отец Георгий- настоятель Докшицкой Покрова Пресвятой Богородицы церкви. С 8-го августа 1973 года - настоятель Городищанской Крестовоздвиженской церкви Баранавичского района Брестской области. На праздник Пасхи 1973 года Митрополитом Минским и Белорусским Антонием Мельниковым (1965-1978), митрофорный протоиерей Георгий Гахович был награжден правом совершения литургии с открытыми царскими вратами по «Отче наш». Седьмого мая 1979 года отец Георгий был назначен духовником Барановичского благочиния. Отец Георгий 1-го июня 1983 года написал прошение Митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету с просьбой почислить его за штат по состоянию здоровья, на что и получил благословение. На пенсию отец Георгий ушел после 63-х лет священнического служения, когда уже не мог и читать. За усердное служение он был удостоен Патриаршей грамоты от 8-го мая 1983 года.С 17 сентября 1986 года, о. Георгий не поднимался с постели. Соборовал его отец Владимир Зимницкий, 7-го октятбря о. Георгий принял последнее Причастие, семья читала молитвы, в 2-00 он умер с крестом в руках. Облачали и читали над усопшим Евангелие священник Анатолий Ковалев и диакон Иоанн Близнюк. На похороны собралось двенадцать священников. Погребен был о. Георгий на северном кладбище столицы.

После ухода за штат протоиерея Георгия Гаховича настоятелями Узденского прихода были с 1962 по 1965гг. иерей Петр Митько, иерей Петр Рагунович. Священники жили в Минске и приезжали только на богослужения.

Период хрущевских гонений.

Это было непростое время в жизни Узденского Свято-Петро-Павловского прихода. Власти усиленно работали в направлении ликвидации православия в Узде. Молодежь боялась ходить в церковь, за крещение детей наказывали, высмеивали в стенгазетах. Во время Пасхального крестного хода комсомольцы бросали камешки в верующих, натягивали верёвку на пути следования, учителей принуждали дежурить у храма, чтобы не допускать детей в церковь. С целью ослабления влияния религии властями было решено разрушить Свято-Петро-Павловский храм и на его месте построить «дом советов». Мотивируя это необходимостью постройки «дома советов», власти предложили верующим перенести богослужения в приписную кладбищенскую Свято-Покровскую церковь в деревни Заболотье или в старое здание Узденской бани.

В семидесятые годы пик хрущёвских гонений на церковь уже миновал, финансовых и административных нарушений со стороны прихода не было, и поэтому власти решили добиться согласия верующих. Прихожане решительно выступили на защиту своей святыни. Была собрана депутация, в которую вошли Александрович Евгения Степановна, Павловская Валентина Васильевна, Толстая Раина Васильевна и другие, которые пошли на приём к председателю Узденского райисполкома Н.И. Бактину и на коленях упрашивали его не ломать церковь. С ходатайством они дошли до секретаря обкома Полякова Ивана Сергеевича, который с сочувствием отнёсся к просьбе верующих и пообещал содействие. В результате было найдено компромиссное решение проблемы. В 1971 году на Красной площади рядом с церковью был сооружён кинотеатр, а «дом советов» построен в новом микрорайоне поселка. Так, благодаря стойкости и решительности прихожан, храм был спасен.

В 1973 году новое испытание пришлось пережить Узденскому приходу. При загадочных, не выясненных обстоятельствах погиб священник Король. Приход овдовел, представители прихода отправились на приём к Митрополиту Минскому и Белорусскому Антонию (Мельникову) со смиреной просьбой о назначении нового настоятеля. Владыка встретил просящих строго: « Что же вы своего батюшку не уберегли, где я вам возьму другого». Но затем смилостивился и пообещал направить на Узденский приход отца Михаила Марьянского, сказав: «..Он твёрдый, всё выдержит».
Так, в 1973 году настоятелем Узденского Свято-Петро- Павловского храма стал протоиерей Михаил Марьянский.

Отец Михаил Марьянский родился 26 ноября 1917 года в Несвиже. Предки Михаила были белорусы православного вероисповедания, корни которого глубоко уходят в древнюю Несвижскую землю. Дед, Константин Марьянский, жил в деревне Завитая под Несвижем и служил лесником. Отец, Александр Константинович Марьянский (1874-1958), был мещанином города Несвижа, занимался хлебопашеством, имел четыре гектара земли. В семье Александра Марьянского родился сын Михаил. По окончании семилетней школы в городе Несвиже, в 1933 годуон поступил в третий класс Виленской Духовной семинарии, которую окончил в 1938 году. Во время учебы в семинарии Михаил играл в семинарском духовом оркестре и впоследствии на всю жизнь сохранил любовь к музыке и церковному пению. По окончании семинарии был призван на действительную военную службу в Войско Польское. Первого сентября 1939 года, после вероломного нападения фашистской Германии на Польшу, началась Вторая Мировая война. Через месяц Польское государство прекратило свое существование. Западная Белоруссия вошла в состав Советского Союза и решением Народного Собрания была присоединена к БССР. Михаилу Марьянскому посчастливилось остаться живым в боях, удалось избежать пленения и концлагерей. Он вернулсяна родную Несвижскую землю и с декабря 1939 по июнь 1941 года работал учителем белорусского языка в Сновской НСШ. Двенадцатого октября 1941 года Михаил вступил в брак с дочерью священника Алексея Шибковского Лидией. В этом же году он был рукоположен Высокопреосвященнейшим Митрополитом Пантелеимоном 22 октября во диакона, а 28 октября во иерея с назначением настоятелем Свято-Георгиевской церкви м. Ленино (бывшего Романово) Слуцкого района. С 1941 года и до ликвидации Слуцкого благочиния в июле 1945 года о. Михаил был благочинным церквей Слуцкого благочиния. В 1948 году он был переведен на должность настоятеля Свято-Варваринской церкви в Слуцке, где прослужил до 1961 года. Являясь настоятелемСвято-Варваринскойкладбищенской церкви, отец Михаил проявил себя добрым пастырем, уважаемым и любимым прихожанами и соседями. Примером может служить выписка из характеристики, данной Михаилу Марьянскому Слуцким и Бобруйским благочинным Фёдором Дмитрюком, впоследствии епископом Горьковским и АрзамасскимФлавианом: « Энергичный, способный и ревностный пастырь, хороший проповедник, исполнителен и дисциплинирован. Много труда полагает на благоустройство храма, привел храм в прекрасное состояние, пользуется уважением в приходе». За многолетнее усердное служение Церкви Христовой, заботу о благолепии храмов, в которых он служил, о. Михаил был награжден в 1959 году Патриаршей грамотой. Кроме того, отец Михаил был прекрасным руководителем церковного хора. Хор Свято-Варваринского прихода города Слуцка считался образцовым: спевки хора проводились каждую неделю. Но скоро Свято-Варваринской церкви не стало - она сгорела. В этом пожаре чуть не погиб и отец Михаил, который бросился спасать святыни в алтаре. После пожара новую церковь власти строить не позволяли. Прихожане добились лишь разрешения на свои средства построить молитвенный дом напротив кладбища; но настал «чёрный день»,- это были времена хрущёвских гонений на церковь,- когда людей лишили и этого молитвенного дома, отдав его под клуб общества незрячих. Люди, лишенные зрения, боясь греха, не ходили в тот клуб, и он всегда пустовал. Таким образом, в 1961 году приход был ликвидирован. Протоиерей Михаил был назначен в Свято-Михайловскую церковь вторым священником, а в 1963 году был переведен в СвятоНиколаевскую церковь г.п. Уречье Любаньского района. Затем, с 1967 по 1969гг, о. Михаил служил настоятелем Свято-Георгиевской церкви деревни Заболотье Смолевичского района. Далее, в 1969-1971 годах, он служил настоятелем храма во имя Вознесения Господня в городе Горки Могилевской области. В 1971-1973- был настоятелем Александро-Невской церкви в городе Мстиславле. Наконец, в 1973 году отец Михаил назначается настоятелем Свято-Петро-Павловского храма г.п. Узда.

Приходская жизнь с его назначением стала постепенно налаживаться. Отцу Михаилу удалось сплотить вокруг себя прихожан. Нездоровые брожения внутри прихода прекратились. Однако лёгким это время назвать никак нельзя. Власти не приветствовали возрождение в приходе церковной жизни. Известны случаи, когда настоятелю запрещали начинать богослужение с утра по случаю проведения демонстрации, которая по революционной традиции проходила мимо храма, и батюшка начинал служить литургию, лишь дождавшись окончания демонстрации. Власти запрещали звонить в колокола, и звон совершался внутри храма в маленький колокольчик. Несмотря на это, стараниями настоятеля был проведён капитальный ремонт здания церкви. Храм был накрыт новой жестяной крышей, которая служит и по сей день. Были отреставрированы кокошники на углах, храм увенчался главой в виде луковицы. Был также перевезен, собран и обложен кирпичом причтовый дом. За труды на ниве Христовой протоиерей Михаил Марьянскийв 1981 году был награжден митрой. В характеристике 1985 года, написанной Минским благочинным протоиереем Михаилом Буглаковым, сказано: « Хороший проповедник, служит благоговейно, может руководить хором, хороший семьянин, исполнителен, заботится о благолепии храма, своевременно производит ремонт, с прихожанами живет в мире и согласии». Отзыв прихожан того же года свидетельствует: « С великим усердием и любовью, с великой верой во Христа проводит богослужения, в проповедях своих вразумляет и наставляет заблудших на спасение, наставляет нас на любовь в семьях, на примирение в соседстве, призывает всех на молитву за мир во всем мире». В 1985 году о. Михаил был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени, а в 1987 году Его Святейшеством Святейшим Патриархом Пименом удостоен права служения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами до «Херувимской песни». Советским фондом мира о. Михаил дважды награждался почетным значком. Годы и жизненные испытания брали своё, здоровье маститого священника ухудшалось. В 1987 году в помощь отцу Михаилу в Узденский приход был назначен молодой выпускник Московской Духовной Семинарии священник Григорий Черепенников.

В 1988 году отец Михаил Марьянский ушёл за штат по состоянию здоровья, с начислением пенсии. Находясь за штатом, он регулярно посещал богослужения, давал советы, делясь своим богатым жизненным опытом.
После тяжёлой и продолжительной болезни 5-го апреля 1991 года протоиерей Михаил Марьянский скончался в клинике, на руках своего сына. Чин отпевания в Свято-Петро-Павловской церкви был совершен в Великую Субботу настоятелем церкви священником Григорием Черепенниковым в сослужении настоятеля Озерской церкви священника Иоанна Дивина и в присутствии многочисленных прихожан, пришедших проводить почившего пастыря. Погребен протоиерей Михаил Марьянский на церковном погосте за алтарём, как завещал при жизни.

В 1988 году настоятелем Узденской Свято-Петро-Павловской церкви был назначен священник Григорий Черепенников.
В 1988-м году состоялось торжественное празднование 1000-летия Крещения Руси. Это время в жизни всей Русской Православной Церкви отмечено большими переменами. Государственная политика более не препятствовала церкви в её служении. Началось повсеместное возрождение церковной жизни. Открывались храмы и монастыри, возрождались древние епархии. Народ смог беспрепятственно удовлетворять свои религиозные потребности и, как следствие, началось возрождение духовной жизни и традиций народа.

Не остался в стороне и Узденский Свято-Петро-Павловский приход. Состав прихожан заметно помолодел, стали посещать церковь не только крестьяне, но и интеллигенция, молодежь и дети. Была открыта Воскресная школа, которую с большим интересом стали посещать дети. Из преподавателей местной музыкальной школы образовался хор и в храме, впервые за многие десятилетия, вновь зазвучали стройно и благозвучно духовные песнопения.

В 1990-м году внутри храма было устроено отопление природным газом, был произведен внутренний ремонт храма, во время которого очистили стены от старой покраски. Прогнивший деревянный пол был убран и сделан каменный, облицованный керамической плиткой. Внутри храма был отделен притвор и вставлены вторые двери. В храме заменили временный простой иконостас отреставрированным старинным. Этот иконостас в шестидесятые годы удалось спастиУзденским прихожанам от уничтожения во время закрытия Хотлянской церкви.

Важным событием для возрождающейся жизни Узденского прихода явился архипастырский визит Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета в Узду в 1994-м году. В тот год в Узде торжественно праздновалось пятисотлетие со дня основания города. На празднование юбилея собралось огромное количество жителей и почетных гостей города. Была организована обширная программа праздника с парадом духовых оркестров, праздничными концертами и выступлениями, салютом и народным гуляньем. Но самым кульминационным моментом праздника, по общему мнению, явилось присутствие Митрополита Филарета, который после Божественной литургии совершил крестный ход вокруг храма, во время которого весь народ в порыве неподдельного ликования пел тропари и многолетия. Затем крестный ход влился в колонну праздничного шествия по городу. Были возложены цветы к памятнику погибших воинов, и на городском стадионе Владыка произнес приветственное слово, которое произвело огромное впечатление на собравшихся.

Это был воистину триумф Православной Церкви, когда старейшие из прихожан со слезами на глазах следовали за Владыкой, окруженным представителями власти, и радовались, что дожили до дней настоящей свободы Церкви.
Не менее важным событием в жизни прихода стало прославление в лике святых протоиерея Михаила Новицкого в 2000-м году. На месте упокоения священномученика, на городском кладбище был установлен большой металлический крест и табличка с напоминанием о его подвиге. В храме помещен резной кивот с иконой священномученика и по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета установлено ежегодное празднование дня памяти святого на третий день Святой Пасхи. В 2005-м году в этот день Высокопреосвященнейший Владыка Филарет посетил наш приход, и после богослужения, вместе со всеми молящимися, крестным ходом прошел к месту упокоения священномученика Михаила, где им был отслужен молебен и произнесена проповедь о подвиге исповедничества.

В настоящее время жизнь прихода,милостью Божией, налажена. Храм и территория благоукрашаются, возрастает количество прихожан. В приходе регулярно совершаются богослужения, принимается активное участие в социальной, культурной и общественной жизни района.