Предания и летописи
Первые печатные упоминания о поселении Узда относятся к середине XV века, причем о нем говорится как о давнем феодальном владении семьи Корсаков, что позволяет утверждать о еще более раннем его возникновении. Документы свидетельствуют, что в 1519 году в Узде уже существовала церковь. Одна из владелиц Узды, Марина Зубкова-Корсак, пожертвовала церкви 50 десятин земли 1590 году.Первый каменный храм
В архивных фондах находятся подробные сведения о бедственном положении православных приходов и храмов, а также перечисляются имения, где положение было исправлено. Здесь мы находим сведения и об Узденском благочинии и, в частности, о времени постройки каменного храма в Узде: «В Узденском приходе помещик Фаддей Завиша построил церковь в 1840 году, в Теляковском граф Несиловский построил церковь в 1839 году. В приходе Семеновичском Ф.Завиша- в 1841 году, в Слободе Пырашевской помещиками Александром, Зеноном, Фомой, ОттономИодками с участием князя Витгенштейна- в 1840 году, в селе Озеро- в 1840 году графом Чапским, в то же время в селе Литвянах церковь очень ветхая, грозит падением».Возрождение православия
Не позднее 1839 года Узденский Свято-Петро-Павловский приход был воссоединен с Православоной Матерью Церковью. В архиве сохранились документы “ О количестве православных прихожан по Минской епархии на 1840 год” В Узденском приходе числилось прихожан мужеского пола 1418 и женского пола 1514 душ.Планы о строительстве нового храма
В Узденском волостном управлении 9 июня 1908 года состоялся приходской сход, где собралисьпредставители 300 приписных дворов, имеющих право голоса. Председатель церковного попечительства Иван Павлович Карп вынес на рассмотрение предложение настоятеля Узденской церкви священника Стефана Доминиковского о том, что церковь нуждается в неотложном ремонте, а также в пристройке колокольни. Согласно составленной архитектором сметы, требовалось 11000 рублей. Сход выявил, что своими силами собрать необходимую сумму невозможно ввиду крайне бедного состояния прихожан. Надежды получить постороннюю помощь также не было. Сход признал необходимым сделать только ремонт церкви. Из подробного описания планов ремонта можно представить , как выглядел храм до постройки современного нам. : «… положить новый каменный пол, побелить и покрасить всю церковь, переменить все поперечные деревянные части в крыше и заменить новыми; покрыть всю церковь новым железом, покрасить всю крышу церкви светлой медянкой; купола перекрыть и тоже покрасить, кресты на церкви отделать заново позолотой или краской, исправить всю штукатурку снаружи и внутри церкви; сделать новые двери и покрасить двери и окна масляной краской; отделать заново наружные части иконостаса золотом и краской, запрестольный киот и два киота на клиросах отделать заново, как и иконостас; укрепить хоры и окрасить их масляной краской; переложить наново крыльцо и устроить жестяной навес; вокруг церкви сделать новую ограду на каменном фундаменте с кирпичными столбами.» Устройство колокольни, с великим сожалением, решено было отложить за неимением средств.Было принято решение вызвать подрядчиков для означенных работ по ремонту Узденской церкви для «соревнования цен».Начало строительства
Следующим настоятелем Узденского прихода был назначен священник Тимофей Юхневич. Документы говорят о том, что отец Тимофейс января 1912 года возглавил перестройку церкви. В рапорте на имя Его Преосвященства Митрофана (1912-1916), епископа Минского и Туровского, отец Тимофей сообщает о положении в приходе и о значении Узденской церкви для окружающего православного населения, о желании прихожан иметь благоустроенный храм. В документе также сообщается о затруднениях, связанных с нехваткой средств на перестройку. Сохранился уникальный документ, воссоздающий не только, конфессиональную обстановку, нужды прихода, но сообщающий и много подробностей из жизни города.Начало тяжких испытаний
В августе 1914 год началась первая мировая война. Прихожане Узденской Свято-Петро-Павловской церкви вместе с настоятелем, отцом Тимофеем Юхневичем, приняли активное участие в сборе средств для помощи солдатам русской армии. За свои труды отец Тимофей Юхневич был награждён набедренником и бархатной фиолетовой скуфьёй. Очевидно, в годы войны, отец Тимофей был вынужден покинуть приход. Известно, что он скончался 14 марта 1920г.в с.Давид-Городок Мозырского уезда.Священномученик Михаил Новицкий.
Михаил родился 26 июля (ст.с.) в 1889 году вс. Симоничи Туровской волости Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Константина. Отец Константин рано умер и все заботы о воспитании детей, легли на плечи матушки Стефаниды. Семье приходилось жить на скудное пособие. Благодаря заботам матушки, все дети получили хорошее, по тем временам, образование. Михаил, имея блестящие способности, успешно окончил классическую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Окончив университет в 1913 году, Михаил женился на дочери священника Зиновии Корзун. В феврале 1920 года епископ Слуцкий Мелхиседек (Паевский) рукополагает его в сан священника. В те страшные годы это означало добровольно и осознанно принять на себя многотрудный подвиг исповедничества. Приняв сан священника, отец Михаил был направлен в Узду, где все силы своей глубоко верующей души отдал на служение Богу и людям. За время служения в Узде, отцу Михаилу не раз предлагали, и даже требовали, отречься от Бога и публично заявить, что вера Православная- это обман, взамен обещали предоставить престижную и хорошо оплачиваемую работу и благоустроенное жильё. Священник остался тверд и непреклонен и все эти посулы мужественно отверг. Несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, в 1933 году храм закрыли, а о. Михаилу разрешили служить в сторожке, которая находилась в церковной ограде, куда батюшка и переселился. В сторожке отец Михаил и принял мученическую кончину от рук злодеев смертельно избивших его. Произошло это в Пасхальные дни 1935 года. В 2000 году протоиерей Михаил Новицкий был прославлен в лике святых новомучеников. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил совершать празднование дня памяти священномученика Михаила ежегодно на третий день святой Пасхи, в день праведной кончины священномученика. В этот день священнослужители и миряне совершают крестный ход к могиле новомученика на городское кладбище.Церковь в годы войны
До июня 1941 года Узденская Свято-Петро-Павловская церковь была закрыта, в неё ссыпали зерно, затем в ней сортировали лён.Период хрущевских гонений.
Это было непростое время в жизни Узденского Свято-Петро-Павловского прихода. Власти усиленно работали в направлении ликвидации православия в Узде. Молодежь боялась ходить в церковь, за крещение детей наказывали, высмеивали в стенгазетах. Во время Пасхального крестного хода комсомольцы бросали камешки в верующих, натягивали верёвку на пути следования, учителей принуждали дежурить у храма, чтобы не допускать детей в церковь. С целью ослабления влияния религии властями было решено разрушить Свято-Петро-Павловский храм и на его месте построить «дом советов». Мотивируя это необходимостью постройки «дома советов», власти предложили верующим перенести богослужения в приписную кладбищенскую Свято-Покровскую церковь в деревни Заболотье или в старое здание Узденской бани.